Предохранительные

Предохранительные муфты защищают детали машин от перегрузок. Муфты с разрушающимся элементом в виде цилиндрического штифта, работающего на срез (рисунок 21.5.1), применяют в машинах с редкими случайными перегрузками. Втулки 1 (рисунок 21.5.1, а) изготавливают из стали 40Х с твердостью 50…60 HRC3, штифт 2 — из стали марок У8А, У10А, 40, 50, 60. Для облегчения замены штифта на наружную поверхность полумуфт наносят риски 3, при совмещении которых отверстия втулок совпадают. Возможны применения штифтов с проточкой в рабочей зоне (рисунок 21.5.1, б). Такие штифты проще удалять, так ка заусенец не выступает за пределы диаметра штифта.

На рисунок 21.5.2 представлена предохранительная шариковая муфта по ГОСТ 15621-77*. На втулке 1, соединенной с валом шпонкой (см. табл. 21.5.4, исполнение I ) или шлицами (см. табл. 21.5.4, исполнения II, III ), установлены свободно полумуфта 4, а на шлицах -полумуфта 6. Полумуфты 4 и 6 соединены шариками 5, поджатыми пружинами 7. Гайка 9, перемещая нажимную шайбу 8 по шлицам, сжимает пружины 7. Шпонка 3 и пружинное кольцо 2 служат для установки детали передачи на полу муфте 4. При перегрузках полу муфты 4 и 6 проворачиваются одна относительно другой, при этом шарики 5 перемещаются в цилиндрических отверстиях параллельно продольной оси муфты, сжимая пружины 7.

В предохранительной фрикционной муфте (рисунок 21.5.3) полумуфты 3 и 9 установлены на одном валу. Силы трения, действующие между фрикционными дисками 4 и 5, передают вращающий момент. Внутренние диски 4 соединены шлицами с полумуфтой 9, внешние 5 — с полумуфтой 3. Для сжатия дисков служат пружины 6. Силу сжатия регулируют гайкой 8, перемещая нажимную шайбу 7 по шлицам. Шпонка 2 и пружинное кольцо 1 служат для установки детали передачи (зубчатое колесо, шкив ременной передачи, звездочка цепной передачи) на полу муфте 3. Полу муфта 3 установлена на валу свободно, а полумуфта 9 — на шпонке (исполнение I ) или на шлицах (исполнение II ).

1 2 3