Фрикционные передачи. Вариаторы

Фрикционные передачи служат для передачи механической энергии с ведущего вала на ведомый. Они отличаются плавностью и бесшумностью работы. В современных машинах фрикционные передачи нашли применение в качестве вариаторов.

Торовый вариатор

Рабочая поверхность дисков (чашек) 1 (рисунок 8.1.1) вариатора выполнена в виде кругового тора, а роликов 4 — в виде сферы; валы вариатора соосны. Для выравнивания нагрузки на ролики их оси закрепляют в плавающей раме 3. Валы разгружены от изгибающих моментов, так ка ролики взаимно уравновешены. Фрикционные диски (чашки) прижимаются к роликам клиновым механизмом 2, расположенным на ведомом и ведущем валах. Клиновой механизм, состоящий из двух шайб с канавками переменной глубины и шариков, предназначен для уменьшения проскальзывания как при пуске (предварительное прижатие дисков к роликам осуществляется пружиной, встроенной в вал и давящей на клиновой механизм), так и при толчках, воспринимаемых вариатором от приводной машины.

1 2

Многодисковый вариатор

В вариаторе конструкции ВНИИредуктор (рисунок 8.2.1) ведомые диски 15 приводятся во вращение под действием сил трения в местах контакта с расположенными между дисками ведущими дисками 14, которые набраны в пакеты на трех шлицевых валах 12, приводимых от ведущего вала 10 через центральное зубчатое колесо 9 и три пары зубчатых колес 8, 11. Для предварительного поджатия дисков 15 служит пружина 19. Сила, сжимающая диски 15, является переменной и зависит от передаваемого вращающего момента. Для этого использован кулачково-роликовый механизм 18, расположенный в шлицевом барабане 21, который соединен с ведомым валом 20. Частота вращения выходного вала регулируется изменением радиуса окружности ведущих дисков 14. Каретки поворачиваются на осях 4 тягами 17, соединяющими подвижные оси 16 кареток с поворотным фасонным диском 6. Поворот диска 6 осуществляется тягой 1, винтовой парой 2 и маховичком 7. При повороте кареток зубчатые колеса 11 обкатываются по зубчатым колесам 8, расположенным между зубчатыми колесами 11 и центральным зубчатым колесом 9.

3 4

Цепной вариатор

Вариатор имеет конические диски 8 с радиальными канавками и цепь с выдвижными пластинами 9. Вращающий момент передается вследствие зацепления пластин цепи с радиальными канавками на конических торцах дисков 8. Конические диски посажены на вал так, что против выступа одной находится впадина другой. Диапазон регулирования D = 6, передаваемая мощность от 0 до 50 кВт. Предварительное натяжение цепи создается специальным устройством, состоящим из пластин 1, рычагов 2 и пружины 3, которая способствует уменьшению динамических нагрузок. Звездочки перемещаются вдоль оси рычагами 11, шарнирно закрепленными на гайках 13 винта 12. Поворот рычагов осуществляется от электродвигателя 4 через червячную 5 и цепную 6 передачи и винт 16, на котором расположен червяк 15 червячной передачи, соединенной со стрелкой-указателем 7 частоты вращения. Под стрелкой размещена кнопочная станция, включающая электродвигатель. В привод вариатора включен ленточный тормоз 14.

5 6

Вариатор с клиновым ремнем

Вариатор с широким клиновым ремнем выполнен в отдельном корпусе с фланцевым электродвигателем 6. Оси валов расположены в вертикальной плоскости. Частота вращения валов регулируется перемещением конусных дисков 1 и 4 шкивов в осевом направлении. Диск 1 на ведущем валу поджимается пружиной, диск 4 на ведомом валу перемещается принудительно от электродвигателя управления 10 через червячную передачу 8, винтовую пару 7 и систему рычагов 9. Конусные диски 3 и 5 шкивов жестко закреплены на валах. Для ограничения хода дисков шкивов поставлены концевые выключатели. Тахометрический генератор 2 соединен с ведомым валом и служит для контроля частоты вращения вала.

7

Далее: →