Планетарные передачи

Планетарные передачи позволяют получить большие передаточные числа редукторов при малом числе зубчатых колес.

Кинематические схемы планетарных передач

На рисунок 13.1.1 — 13.1.4 представлены кинематические схемы планетарных передач, оси зубчатых колес которых в процессе работы не меняют взаимного расположения. Рассмотрены три вида схем передач этой группы: 2К-Н; ЗК и K-H-V, где К — центральное колесо; Н — водило; V -ведомый вал. Число ступеней планетарной передачи определяют та же, как и для простой передачи, полученной из планетарной остановкой водила.

В передачах 2К-Н основными звеньями являются два центральных колеса и водило. Одноступенчатая передача 2К-Н (рисунок 13.1.1, а) наиболее распространена, так ка имеет высокий КПД и технологичную конструкцию. Основными ее звеньями являются два центральных колеса 1 и 3 и водило Н. Оптимальное передаточное число для силовых передач uah = 8. Для uah > 8 соединяют последовательно две и больше передач. На рисунок 13.1.1, б показана схема двухступенчатой передачи 2К-Н, в которой первая ступень с колесами 1-3 и водилом H1 соединена со второй ступенью, имеющей колеса 4-6 и водило Н2, являющееся выходным звеном передачи.

В двухступенчатой передаче 2К-Н с двумя центральными колесами и двухвенцовыми сателлитами (рисунок 13.1.2) колеса 2 и 3 жестко соединены между собой, а колесо 4 закреплено в корпусе. Ведущим является центральное колесо 1, ведомым — водило Н. Передача обладает высоким КПД, но имеет более сложную конструкцию водила по сравнению с предыдущей. Оптимальные передаточные числа u = 9… 17.

В передаче ЗК (рисунок 13.1.3) основными звеньями являются три центральных колеса (1, 3 и 5), причем колесо 1 — ведущее, 5 — ведомое. Сателлиты 2 и 4 жестко соединены. Водило Н служит только для поддержания осей сателлитов. Оптимальный диапазон u = 30…250. В этом диапазоне значений и масса передачи несколько меньше массы двух- и трехступенчатых передач, представленных на рисунок 13.1.1 и 13.1.2. На рисунок 13.1.4 показана схема передачи K-H-V, особенностью которой является деталь W, передающая вращение с параллельных роликов 3 на вал V. Водило Н здесь ведущее, вал V ведомый, центральное колесо 2 закреплено в корпусе. По этой схеме колеса выполняют не только с эвольвентным, но и с цевочным зацеплением, что позволяет повысить нагрузочную способность и КПД передачи, однако требует высокую точность ее изготовления. В планетарно-цевочной передаче зубья неподвижного колеса 2 сделаны в виде цевок (втулок, сидящих на осях), с которыми зацепляется эксцентрично расположенный на валу водила Н сателлит 1, зубья которого очерчены циклоидой. Вращение с сателлита на вал V передается с помощью механизма W. Для динамического уравновешивания такой передачи применяют два эксцентрика на валу водила и два сателлита, расположенные в параллельных плоскостях. Угол их относи¬тельного расположения равен 180°. Передаточное число одноступенчатой передачи u = 10…70. Соединяя последовательно несколько передач, можно получать большое суммарное передаточное число при достаточно высоком КПД.

1