Корпуса, втулки и вкладыши подшипников

Втулки и вкладыши металлические подшипников скольжения

Вкладыши (рисунок 19.2.1) и цельные втулки (рисунок 19.2.2) выполняют из чугуна (АЧС-1, АЧК-2), бронзы (БрОЦС 5-5-5, Бр.АЖ9-4, БрОФ10-1 и др.) или других антифрикционных сплавов (например, ЦАМ 10-5, ЦАМ 9-1,5 л). Иногда с целью экономии втулки и вкладыши делают биметаллическими: стальная основа и антифрикционный слой из бронзы или баббита, нанесенный методом центробежного литья. Для более надежного крепления на внутренней поверхности стальных втулок и вкладышей делают кольцевые пазы со скосами, удерживающие антифрикционный слой (рисунок 19.2.5). При этом внутренняя цилиндрическая поверхность втулок и вкладышей должна иметь большую шероховатость (рисунок 19.2.5, д, е). В некоторых случаях возможно нанесение мелкой резьбы (рисунок 19.2.5, г). На рисунок 19.2.6 исполнение 1 соответствует однородным вкладышам разъемных подшипников общего назначения, а исполнение 2 — вкладышам с антифрикционным слоем.

В зависимости от предельного отклонения внешнего диаметра D втулки иногда требуется дополнительное крепление ее в корпусе подшипника. Дополнительное крепление втулок обязательно, если диаметр Dвыполнен с предельными отклонениями по k6 и n6 (рисунок 19.2.3, табл. 19.2.2). При креплении втулок одним или двумя винтами резьбовые отверстия следует располагать под углом 180° или 90° к смазочной канавке. Для обеспечения смазки подшипников во втулках и вкладышах предусмотрены маслоподводящие карманы, рекомендуемые форма и размеры которых даны на рисунок 19.2.4, 19.2.7 и в табл. 19.2.3 и 19.2.5. Маслоподводящие карманы, проточки и отверстия не следует размещать в нагруженной зоне подшипника скольжения.

1 2 3

Корпуса подшипников скольжения

Корпуса подшипников изготовляют в неразъемном (рисунок 19.3.1, табл. 19.3.1) и в разъемном исполнении (рисунок 19.3.2, табл. 19.3.2) со втулками и вкладышами из антифрикционного чугуна и других антифрикционных материалов. Кроме того, корпус подшипника скольжения может быть фланцевым (ГОСТ 11522-82 — ГОСТ 11524-82). Корпуса и крышки выполняют литыми из чугуна СЧ15 (реже из стали) и сварными (в неответственных узлах трения при маленьких скоростях скольжения и маленьких нагрузках).

4 5

Втулки и вкладыши неметаллические подшипников скольжения

В подшипниках в условиях трения без смазочного материала целесообразно использовать вкладыши и втулки из металлофторопласта (рисунок 19.4.1, 19.4.2, табл. 19.4.1), а таже втулки из углепластика (рисунок 19.4.3, табл. 19.4.3). Такие подшипники применяются, например, в пищевой, текстильной, бумажной и химической промышленности. Металлофторопластовый материал при маленьких скоростях скольжения допускает давление в подшипниках до 350 МПа, сохраняет работоспособность в интервале температур от -200 до 280°С. В зависимости от режимов работы коэффициент трения в таких подшипниках при работе без смазочного материала составляет 0,04…0,23. При низких скоростях скольжения (0,05… …0,1 м/с) и высоких давлениях коэффициент трения минимален. Использование подшипников со втулками из углепластика целесообразно в условиях загрязнения цементной, угольной и другой пылью, в сточных водах промышленных предприятий, в морской воде. Такие подшипники обладают высокой износостойкостью, сохраняют работоспособность в интервале температур от -60 до 250°С. Коэффициент трения при работе без смазочного материала для них составляет около 0,1. Неметаллические втулки и вкладыши изготовляют таже из текстолита, полиамида, капрона, древесины, древесных пластиков и других материалов.

6