Шлицевые и профильные соединения

Шлицевые соединения с прямобочным и эвольвентным профилями стандартизованы, а шлицевые соединения с треугольным профилем и профильные соединения выполняют по отраслевым нормалям.

Соединения шлицевые прямобочные

Форма сечения шлицевой втулки предусмотрена в одном исполнении (рисунок 5.1.1). Форма сечения шлицевого вала в зависимости от вида центрирования имеет три исполнения (рисунок 5.1.2): исполнения 1 и 2 — при центрировании по внутреннему и наружному диаметрам соответственно, исполнение 3 — при центрировании по боковым сторонам зубьев. В зависимости от числа зубьев и их высоты предусмотрены три серии: легкая, средняя и тяжелая (см. табл. 5.1.1).
Показаны сопряженные поверхности зуба вала и впадины втулки при трех видах центрирования (рисунок 5.1.3), а таже рекомендуемые по ГОСТ 1139-80 поля допусков.

1

Соединения шлицевые эвольвентные

На рисунок 5.2.1 даны обозначения основных размеров шлицевых эвольвентных соединений: наружный диаметр D, внутренний диаметр впадины во втулке D ƒ делительный диаметр d, наружный диаметр шлицев da, фаска ƒ — 0,1m.

2

Соединения шлицевые с треугольным профилем и профильные соединения

На рисунок 5.3.1 показана форма шлицевого соединения с треугольным профилем. Вал может иметь цилиндрическую или коническую форму. Последняя обеспечивает безлюфтовое соединение деталей. Конструктивные размеры (см. табл. 5.3.1) приведены по нормали автотракторной промышленности.
Форма шлицевого соединения с треугольным равноосным профилем, стороны которого очерчены плавными криволинейными поверхностями, допускающими точную обработку, изображена на рисунок 5.3.2. Профильные соединения обеспечивают хорошее центрирование соединяемых деталей, не вызывая концентрации напряжений в валах, однако пока не стандартизованы. Основные параметры соединения такого типа указаны в табл. 5.3.2.

3

Примеры шлицевых соединений

На рисунок 5.4.1 представлен ведомый вал коробки передач автомобиля. На валу имеется подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее свободное перемещение шестерни по валу, и неподвижное шлицевое соединение для крепления полумуфты на валу. Характер соединения обеспечивается выбором соответствующих посадок.
Подвижное шлицевое соединение вала с блоком шестерен коробки скоростей станка показано на рисунок 5.4.2.

4