Масла и смазочные материалы

Индустриальные масла

Индустриальные масла преимущественно применяют для смазывания технологического и другого промышленного оборудования, включая передачи зацеплением. Обозначение масла состоит из четырех групп знаков, разделенных дефисом. Первая буква обозначает тип масла: И — индустриальное; вторая буква (группа букв) — область назначения: Л — легко нагруженные узлы, Г — гидравлические системы, Н -направляющие скольжения, Т — тяжело нагруженные узлы; третья буква (группа букв) — принадлежность масла по эксплуатационным свойствам: А — без присадок, В — с антиокислительными и антикоррозийными присадками, С — масло типа В с противоизносными присадками, Д -масло типа С с противозадирными присадками, Е — масло типа В с противоскачковыми присадками; четвертая группа — средняя вязкость масла (см. табл. 22.1.1).

1

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения трансмиссии мобильной техники, а таже для смазывания зубчатых редукторов и червячных передач общего назначения. Эксплуатация такиех масел может проходить в диапазоне температур от -50 до 150°С. При холодном пуске в северных климатических условиях применяют маловязкие масла (V100 ≤ 9 мм2/с), при этом смазывающую способность обеспечивают противоизносные и противозадирные присадки. Обозначение масла состоит из букв ТМ — трансмиссионное масло; цифры, характеризующей эксплуатационную группу: 1 — без присадок, 2 — c противоизносными присадками, 3 — c противозадирными присадками умеренной эффективности, 4 — c противозадирными высокоэффективными присадками, 5 — c противоизносными и противозадирными высокоэффективными присадками, а таже с многофункциональной композицией присадок; цифры, обозначающей класс вязкости: 9, 12, 18, 34 и строчной буквы (группы букв), например «з» — загущенное масло (см. табл. 22.2.1).

2

Полужидкие смазочные материалы

Полужидкие смазочные материалы применяют для смазывания при погружении зацепления в масляную ванну, уровень которой выше расположения уплотнений вращающихся деталей; в случае открытых зубчатых передач и для редукторов, работающих в запыленных условиях (горные, сельскохозяйственные машины и т. п.). Достоинства полужидких смазочных материалов: хорошая адгезионная и смазывающая способность; способность удерживаться в негерметичных узлах трения и работать в широком диапазоне температур, давлений и скоростей; повышенная водостойкость и защита от коррозии; небольшой расход при значительном ресурсе. Однако для них характерна невысокая охлаждающая способность, затрудненное удаление продуктов изнашивания из зоны трения и пониженная проникающая способность в зону контакта.

3

Антифрикционные пластичные смазочные материалы

ПСМ состоят из жидкой основы (смазочное масло) и загустителя (обычно мыла жирных кислот). Загуститель образует жесткий каркас, в ячейках которого удерживается жидкое масло. Специфические свойства ПСМ определяют их преимущественное применение: в открытых и трудно герметизируемых узлах трения; в узлах с малым тепловым выделением, работающих в широком диапазоне температур, нагрузок и скоростей; при ресурсном смазывании; для длительной консервации. По назначению их делят на антифрикционные, консервационные и уплотнительные. Для узлов трения общего назначения применяют в основном антифрикционные ПСМ, наиболее распространенные марки которых и основные их показатели приведены в табл. 22.4.1.

4 5