Выбор смаз. материала

Выбор масла для смазывания зубчатых передач

Приведены приближенные рекомендации по выбору смазочных масел для закрытых зубчатых передач общего назначения в зависимости от скорости, нагрузки и ожидаемой температуры. Определяющим показателем режима смазки является относительная толщина масляного слоя k = h ( Ra1 +Ra2 ) ; где h — толщина смазочного слоя; Ra1,Ra2 — среднеарифметические отклонения профиля контактирующих поверхностей.

В тяжело нагруженных тихоходных ( v < 2 м/с ) зубчатых передачах имеет место граничная смазка (к ≤ 1), и вероятнее всего, может произойти заедание вследствие локального разрушения масляной пленки. Если масляная пленка не нарушена, наблюдается механическое изнашивание (истирание) как результат микрорезания вершинами микронеровностей. Решающее значение в такиех условиях играет способность масла образовывать прочные граничные пленки, поэтому применяют вязкие масла с противозадирной и противоизносной присадками (см. табл. 23.5.1).

В среднескоростных ( v = 2 … 12 м/с ) зубчатых передачах имеет место, как правило, полужидкостная смазка, при которой наблюдаются отдельные касания вершин микронеровностей контактирующих поверхностей. В условиях полужидкостной смазки основным видом отказа является усталостное выкрашивание при некотором истирании, которое усиливается воздействием пусков и остановок под нагрузкой. В этом случае масло выбирают в зависимости от контактного напряжения и объемной температуры масла (см. табл. 22.5.1). Применяемые при этом противоизносные присадки усиливают выкрашивание, а повышение вязкости масла увеличивает сопротивление контактной усталости.

Для высокоскоростных ( v > 12 м/с ) зубчатых передач характерна жидкостная смазка, а основной причиной выхода из строя является усталостное выкрашивание. Применяемое при этом циркуляционное смазывание обуславливает использование маловязких масел (см. табл. 22.5.1).

Во избежание больших энергетических потерь при смазывании погружением вязкость масла ограничивают в зависимости от параметра (CM. рисунок 22.5.1).

1

Выбор смазывающего материала для различных узлов трения

Закрытые среднескоростные ( v ≤ 6 м/с) червячные передачи общего назначения смазывают вязкими индустриальными маслами с присадками в зависимости от скорости скольжения vCK (см. табл. 22.6.1). Эти масла допускают объемную температуру до 110°С. Тяжело нагруженные червячные передачи, работающие в среде пыльного окружающего воздуха, можно смазывать полужидкими смазывающими материалами (см. табл. 22.6.3). Маломощные червячные передачи, в том числе приборные, смазывают ПСМ (см. табл. 22.6.4).

Наибольшее распространение получили приводные роликовые цепи. При их эксплуатации в шарнирах цепи наблюдается граничный режим трения, приводящий к механическому изнашиванию. Марку масла выбирают в зависимости от вида смазывания, скорости движения цепи, давления в шарнирах (см. табл. 22.6.2). В открытых передачах ( v < 4 м/с ) применяют внутришарнирное смазывание с полужидкими смазочными материалами (например, «Торсиол-100″) или ПСМ (например, «Литол-24″, «Фи-ол-1″). При периодической работе в стационарных условиях или при скоростях движения v < 1 м/с цепи обычно смазывают индустриальными смазками с противоизносной присадкой при помощи ручной масленки, а при v = 1…5 м/с применяют капельное смазывание с помощью наливных масленок. В условиях непрерывной работы цепные передачи помещают в герметичный картер (см. табл. 22.6.2), причем при v ≤ 10 м/с смазывание проводят погружением цепи в масляную ванну, а при v > 10 м/с применяют циркуляционное струйное смазывание от насоса.

Для механизмов винт-гайка скольжения с механическим приводом применяют индустриальные масла в зависимости от скорости скольжения v и давлении на рабочей поверхности (см. табл. 22.6.3); для открытых передач или с ручным приводом применяют ПСМ «Литол-24″, ЦИАТИМ-201, «Униол-1″; для смазывания шариковых-винтовых механизмов — ПСМ «Фиол-1″, ВНИИНП-231, ЦИАТИМ-203, ЛДС-3; для планетарных роликовых-винтовых механизмов — ПСМ «Роботемп» (ТУ 38.5901230-90) или ЛКС-2 (ТУ 38.5901230-90).

Постоянно работающие направляющие смазывают жидкими маслами с присадками, в том числе с противоскачковой, устраняющими истирание и скачкообразное движение. Марки масел указаны в табл. 22.6.4 в зависимости от их расположения в пространстве и нагрузки для скорости скольжения менее 0,8 м/с. Периодически эксплуатируемые направляющие обычно смазывают с помощью мембранной масленки (рисунок 23.18.4) через каждые 8 ч. Марки масел указаны в табл. 22.6.4.

В связи с повышенным тепловыделением волновые зубчатые передачи принято смазывать жидкими маслами в зависимости от нагрузки и диаметра гибкого колеса (см. табл. 22.6.5). В передачах, имеющих горизонтальную ось, зубчатое зацепление обычно погружают в масляную ванну с уровнем масла по центру нижнего шарика гибкого подшипника. Для передач с вертикальной осью или работающих в повторно-кратковременном режиме конструктивно проще применять ПСМ типа «Литол-24″, «Фиол-1″, ЦИАТИМ-202, используя ресурсное смазывание.

2