Концевые участки валов, галтели, канавки, фаски

Концевые участки валов и осей

Концевые участки валов и осей применяют для установки на них зубчатых колес, шкивов ременных передач, звездочек цепных передач и т. п., а таже как опорные участки под подшипники. Концы валов под ступицы выполняют коническими (рисунок 18.2.1) или цилиндрическими (рисунок 18,2.2). В настоящее время считается более надежным при насаживании ступицы на конический конец вала применить резьбовой участок для гайки (рисунок 18.2.1, а), но при этом на изготовление вала необходимо больше металла. Концы валов под подшипники скольжения выполняют цилиндрическими (рисунок 18.2.3), под подшипники качения — в большинстве своем цилиндрическими (рисунок 18.2.4) и только иногда коническими (рисунок 18.2.5).

2

Переходные участки валов и осей (галтели, канавки, фаски)

Большое влияние на прочность и выносливость валов и осей оказывает форма и размеры переходных участков (галтелей) между соседними ступенями разных диаметров, где возникает концентрация напряжений. Для уменьшения концентрации напряжений галтели переходных участков должны иметь возможно большие радиусы. Наиболее простая форма переходного участка — круговая галтель постоянного радиуса (рисунок 18.3.2). Еще больший эффект по снижению концентрации напряжений дает применение галтелей переменного радиуса кривизны (рисунок 18.3.4, 18.3.5). Неглубокие канавки (рисунок 18.3.3 и 18.3.6) для выхода шлифовального круга применяют в случае, если необходимо шлифование посадочных поверхностей. Концевые участки валов и осей обычно делают с фасками (рисунок 18.3.1).

3