Виды валов и осей

По назначению валы подразделяют на коренные (рисунок 18.1.2), несущие основные рабочие органы машины, и валы передач (рисунок 18.1.1); в зависимости от геометрической формы оси валы бывают прямые (чаще всего) и специальные: коленчатые (рисунок 18.1.2, г), гибкие и др. Оси имеют прямую геометрическую ось. Наиболее просты и технологичны прямые валы и оси постоянного диаметра (рисунок 1.8.1.3, а); но, учитывая условие равнопрочности и удобства расположения на них зубчатых колес, шкивов и т. п., целесообразно конструировать валы и оси ступенчатыми, близкими по форме к балкам равного сопротивления (рисунок 18.1.1, а-ё). Валы и оси могут быть сплошными или полыми (рисунок 18.1.1, е) по форме сечения -цилиндрическими, со шпоночными или шлицевыми канавками, с лысками (рисунок 18.1.3, г), а таже профильными. Опорные участки валов и осей называют шипами, цапфами или шейками.

1